Стрельникова - Дыхательная гимнастика - Мой Доктор

Стрельникова — Дыхательная гимнастика

– Это одно из лучших средств по лечению и оздоровлению людей!!!

Ее родоначальницей была Александра Северновна Стрельникова и ее дочь Александра Николаевна. Отдельные упражнения будущей уникальной системы дыхания применялись Стрельниковой-старшей еще в  довоенные годы. А 28 сентября 1973 года ВНИИГПЭ впервые в истории музыки зарегистрировал авторское право под № 411865 преподавательницы пения А.Н. Стрельниковой на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 года – см. ниже.
Эта гимнастика очень широко используется и позволяет с  помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос, а также творит чудеса и при сердечнососудистых болезнях, вегетососудистой дистонии, кожных заболеваниях, половых расстройствах у женщин и мужчин.
Знаменитый хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельднам писала :
«Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актеров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делает его здоровым»!

Подробную книгу-самоучитель по излечению от различных заболеваний с помощью упражнений стрельниковской дыхательной гимнастики написал пациент-ученик, ассистент и последователь А.Н. Стрельниковой доктор М.Н. Щетинин.
В нее вошло:

  • Предисловие
  • От автора
  • Глава первая Как это было
  • Начало
  • Мать и дочь
  • «Язычница»
  • Трудный путь к признанию
  • Противники и сторонники
  • Все остается людям
  • Глава вторая Приступаем к занятиям
  • Вводный урок
  • Основной комплекс
  • Правила
  • Упражнения
  • Лечебное воздействие гимнастики
  • Глава третья Если Вы уже заболели
  • Насморк, аденоиды и гайморит
  • Бронхит и бронхиальная астма
  • Кожные заболевания (диатез, нейродермит, псориаз)
  • Невроз, неврит, депрессия
  • Болезни сердечнососудистой системы
  • Головные боли, эпилепсия, инсульт
  • Гипертония, гипотония и вегетососудистая дистония
  • Заикание
  • Остеохондроз, сколиоз, травмы головы и позвоночника
  • Половые расстройства
  • Лишний вес и табакокурение
  • Глава четвертая Постановка голоса
  • Протяжная речь повышенной эмоциональности
  • «Потеря» голоса

А теперь текст авторской статьи «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»:

СТРЕЛЬНИКОВА А.Н.
(авторская статья) СТРЕЛЬНИКОВСКАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Авторское свидетельство № 411865,
зарегистрировано в Госреестре
28 сентября 1973 года.
Цель нашей гимнастики — оздоровить органы дыхания, развивая их мускулатуру.
Мускулатура органов дыхания привычки не приобретает. Она просто срабатывает вдох и выдох. Поэтому мы подчиняем ее движениями внешней, окружающей ее мускулатуру от плечевого пояса до тазового, и поэтому внешнюю мускулатуру приучаем организовывать вдох строго определенного типа, тренировать его и управлять им.

Дыхание — это вдох и выдох, но естественно, активен только вдох, с него начинается жизнь человека. Он — первое, следовательно, независимое действие, выдох — второе, следовательно, зависимое от вдоха. (Взял мало — не выдохнешь много, взял мало — нечего выдыхать из глубины). Следовательно, активизировать выдох — значит нарушать естественные потребности организма, поэтому ПЕРВОЕ ПРАВИЛО НАШЕЙ ГИМНАСТИКИ — ДУМАТЬ ТОЛЬКО О ВДОХЕ, ТРЕНИРОВАТЬ АКТИВНО ТОЛЬКО ВДОХ.
Воздух — газ. Входя в любое помещением, в том числе и наши органы дыхания, он неудержимо расходится во все стороны. Следовательно, если одновременно со вдохом сделать движение внешних мышц, СЖИМАЮЩЕЕ ГРУДНУЮ КЛЕТКУ, внутренняя мускулатура, мускулатура органов движения, будет вынуждена мешать воздуху расходиться, сопротивляться ему и развиваться за счет этой нагрузки.
Поэтому мы тренируем вдох строго одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку.

Форма легких конусообразна: узкие верхушки, широкие основания. У современного человека они, как правило, искажены: верхушки перерасширены, основания в состоянии застоя, из-за неверного представления о правильном вдохе и сидячего образа жизни.
Поэтому все дыхательные упражнения в нашей гимнастике идут на движениях, СЖИМАЮЩИХ ВЕРХУШКИ ЛЕГКИХ, чтобы воздух, войдя внутрь, не мог исказить их форму, и чтобы человек, делающий упражнения, мог тренировками восстановить ее, если она искажена (например, при астме) и активизировать мускулатуру оснований органов дыхания.
Биологический цикл здорового человека ритмичен. Ритм нарушается только в больном звене. Поэтому все наши «Движения-вдохи», как мы их называем, надо делать ритмично. Ритм правильных вдохов налаживает ритмичность газообмена всего организма, и, подчиняясь ему, рано или поздно в этот ритм включается и больное звено, ВОССТАНАВЛИВАЯ РАЗОРВАННЫЕ БОЛЕЗНЬЮ СВЯЗИ И УТРАЧЕННЫЕ ИЗ-ЗА НЕЕ ФУНКЦИИ.
Поэтому, в здоровом состоянии делать нашу гимнастику хорошо, в больном — еще лучше, т. к. нет и не может быть болезни, при которой была бы противопоказана тренировка ритмичного интенсивного газообмена. Можно ошибиться в темпе и дозе, нельзя ошибиться в применении нашей гимнастики.

ПЕРВОЕ ДВИЖЕНИЕ — ВДОХ «НАКЛОН ВПЕРЕД»
Ноги уже, чем на ширине плеч, корпус и голова прямо, руки соединить и отпустить.
Освободитесь от напряжений и не готовьтесь. Если вы будете готовиться, вы сделаете привычный вдох, раздувая грудь и поднимая плечи, или выпячивая живот (последнее, реже). Не готовьтесь! Сразу поклонитесь и в это мгновение сделайте вдох носом такой, какой делаете, нюхая, не пахнет ли гарью: шумный, короткий, активный. Разогнитесь, но не до конца, снова повторите поклон и вдох СТРОГО ОДНОВРЕМЕННО КОЛЕНИ вытяните. Руки тяните к полу. Первое время возьмите в них свернутую газету или палочку и повторите СТРОГО ОДНОВРЕМЕННО поклоны и вдохи так часто, как будто накачиваете шину. Палочка поможет вам усилить эту иллюзию. Не забывайте накачивая шину, жмут вниз, от себя, а не наоборот. Все поклоны одинаковые в пояс, так в пояс, или до земли руками.
При сильной близорукости или гипертонии первое время — в пояс. Не задирайте вверх голову.

ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ

1.  Думайте только о вдохе, строго следите за одновременностью вдохов и движений, воздуха берите мало, не раздувайтесь.
2.  Вдох делайте, какой делаете, нюхая, не пахнет ли гарью:
а) обязательно ОЧЕНЬ ШУМНЫЙ, КОРОТКИЙ, АКТИВНЫЙ.
б) и неощутимый внутри, только в ноздрях (если они утеряли подвижность, заставьте их сократиться, делая вдох, помогайте им движениями);
в) не тяните вдох, возвращаясь в исходное положение. Не возвращайтесь в исходное положение полностью.
3.  Не думайте о выдохах. Вдохи должны идти часто — примерно вдох в секунду, поэтому мысль о выдохах разобьет ритм упражнения. Не закрывайте рот плотно и выдохи пойдут сами. Причем организм сбросит только лишнее, а вы и необходимый резервный воздух.
4.  Все движения-вдохи делайте точно, как спортсмен, и легко, как танцор. Не старайтесь «осознать», «ощутить внутри воздух» и т. д. Доверяйте организовать ваш вдох и не мешайте ему, увлекайтесь им и подчиняйтесь ему. Если вы, начав движение равнодушно, увлеклись им и вам не хочется остановиться, вы добились самого лучшего результата. Не думайте: «Тяну воздух в себя», думайте: «Доверяю движению взять за меня дыхание» – оно не ошибается. Темп вначале — вдох в секунду, можно и реже. Привыкнув, — 96 вдохов в минуту (примерно).
Эти правила обязательны для всех наших «движений-вдохов».
Рекомендую:
первый и второй день делать подряд 4-8 движений-вдохов;
третий, четвертый — по 8 или 16;
шестой по 16 или 32;
и на второй неделе тренировок — по 32 или 64 движений-вдохов подряд.
Отдых между восьмерками, тридцатками или шестидесятками 1-2 секунды и снова тренировка. В первый урок сделайте не менее, чем три-четыре сотни (96). Счет на 4 и 8, а не 5 и 10, обязателен. Сотня — это три раза по 32, т. е. 96. Тридцать два — это четырежды восемь. Музыкальный квартет. Считать необходимым, чтобы «движения-вдохи» или одновременного и ритмично., Разумеется, считать медленно, т. е. МОЛЧА, а не вслух.

ВТОРОЕ ДВИЖЕНИЕ — ВДОХ «РУКИ»
Ноги на ширине плеч, корпус и голова прямо, руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч, слегка сжаты в кулаки и повернуты ими навстречу друг другу так, чтобы правая коснулась левого, а левая правого плеча и в это мгновение сделайте вдох носом, как будто нюхаете, не пахнет гарью. Повторяйте это так же, как в первом упражнении — темп, стиль, ритм, правила те же.
Руки идут параллельно друг другу и горизонтально. Не думайте о том, какая рука сверху, какая снизу. Увлекайтесь движением, строго следите за одновременностью вдоха и движением рук, СЖИМАЮЩИХ верхушки легких. Они пассивны. Не уводите руки далеко от тела. Они ходят навстречу друг другу под самой шеей. Сохраняйте все время их направление навстречу друг другу и развернутые локти.
Просветы бронхов у здорового человека сокращаются во время вдоха, а не расширяются; расширяться они должны при вдохе, следовательно, движение вдох «РУКИ» может отстранить приступ АСТМЫ.
Два первых движения — главные. Делайте их попеременно, пока не привыкнете. Если вы тяжелый сердечник или астматик, делайте их первое время сидя, а «РУКИ» даже лежа, например, при отеке легких во время ожога.
Повторять их можно весь день, но с перерывами. Не бойтесь усталости, но не доводите себя до изнеможения. Не бойтесь также чувства рези в носу. Она бывает, когда вы пускаете в него капли и не боитесь. Не бойтесь и здесь. Потерпите, отдохните и повторите упражнения.
Наблюдайте, в какие часы вам нужнее «движения-вдохи».
Рекомендуем начинать день с трех-четырех сотен движений-вдохов. Вернувшись с работы усталым, повторите их. Усталость исчезнет сразу.
Делать эту гимнастику можно у открытой форточки или окна, еще лучше — на свежем воздухе.
Норма — 1200 движений-вдохов в день на 15-17 минут. Больным удвойте, но отдыхайте чаще и дольше. Дыхательная гимнастика снимает температуру, регулирует давление и работу сердца.

ТРЕТЬЕ ДВИЖЕНИЕ — ВДОХ «НАКЛОН НАЗАД»
Исходное положение такое же, как в упражнении «РУКИ».
Движение: наклон назад и головы, и тела, встречное движение рук, которое только что тренировали, и вдох — строго одновременно.
Повторяйте точно так же, как два первых упражнения.
Это движение трудное, поэтому тренируйте его сперва просто изогнувшись назад (слегка), голову держите неподвижно и делайте движение рук и вдохи. Затем руки сложите на груди, чтобы плечи не разошлись, и тренируйте движение назад — только головой. Затем соедините наклон назад с движением головы и рук. Не выйдет — не надо. Делайте вторичное движение рук и наклон назад, держа голову запрокинутой назад и неподвижно. Стиль, темп правила все те же.

ЧЕТВЕРТОЕ ДВИЖЕНИЕ — ВДОХ «ПРИСЯДЬ»
Исходное положение: руки на уровне плеч, слегка сжаты в кулаки и повернуты ими навстречу друг другу, так что локти развернуты. Вес тела перенесен на правую ногу, стоящую впереди, левая слегка отставлена назад (а не в сторону) и касается пола только для поддержания равновесия. Делайте: небольшая, очень небольшая легкая присядь, встречное движение рук и вдох строго одновременно. Повторяйте легко, ритмично и часто, как в первых трех упражнениях. 32 движения — вдохи подряд. Затем, НЕ CXОДЯ С МЕСТА, переместите тяжесть тела на левую, стоящую сзади ногу, и продолжайте легкие, ритмичные приседания, очень, очень глубокие.
Внимательно следите за тем, чтобы все три действия: ПРИСЯДАНИЯ, ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ РУК И ВДОХИ НОСОМ происходили СТРОЖАЙШЕ ОДНОВРЕМЕННО.
Стиль, темп, правила те же.
Снова вернитесь всей тяжестью тела на правую ногу, стоящую впереди.
Сделайте 32 на правой, 32 на левой и опять 32 на правой ноге — будет 96 движений-вдохов, по-нашему сотня.
То же самое повторите с левой ноги.
Теперь встаньте, поставив ноги ровно на ширине плеч, и снова тренируйте встречное движение рук, небольшую присядь на двух ногах ж вдох — строго одновременно.
Не надо балетных поз. Стойте удобно, крепко упираясь в пол ногой, на которую перенесли тяжесть тела. Другая нога близко, но не сбоку, а именно СЗАДИ. Не думайте о ноге, отставленной назад. Думайте только о той, которая держит вес вашего тела. Помогайте легкой присядью каждому своему вдоху. Вдох, присядь, движения руками — все делать строго одновременно, ритмично, легко.
Следите за ногами, они часто отстают от рук. Тогда нужно скрестить руки на груда и делать только присядь и вдох- строго одновременно сделав 5-6 раз по 32 движения — вдоха «ПРИСЯДЬ» ногами, прибавьте одновременное движение рук.
Непременно добейтесь одновременности присяди, встречного движения рук и вдоха.

ПЯТОЕ ДВИЖЕНИЕ — вдох «МАЯТНИК»
Наклон вперед, руки навстречу друг другу — вдох. Наклон назад, руки навстречу друг другу — снова вдох. Тик-Так, вдох-вдох.
Чем больше похоже на маятник — тем лучше. Руки делают однообразное встречное движение, чтобы сгладить разницу наклона, чтобы почувствовать легкость перехода из одного в другой.
Это не новое движение, а комплекс двух уже известных. Оно легкое (не надо делать большой и тяжелый размах движений) и веселое, его очень любят школьники и дошкольники.
Стиль, темп и правила те же.
Капля точит камень, потому, что бьет в одно место. Именно однообразность повторений движений-вдохов дает необычайный результат.
Во время наклона вперед дыхание может идти только в спину, т. е. мы организуем вдох предельной глубины и приучаем брюшной пресс, тазовую мускулатуру и ноги подчинять диафрагмы и повторять этот вдох в любом положении тела. Верхушки легких при наклоне вперед не могут расширяться, передний край ребер тоже. Все дыхательные пути во время вдоха при наклоне вперед сокращены. Следовательно, ВСЕ ВНУТРЕННИЕ СВЯЗИ УСТАНОВЛЕНЫ КРЕПЧЕ СРЕДНЕЙ НОРМЫ И МОГУТ БЫТЬ СОЗНАТЕЛЬНО ВОССТАНОВЛЕНЫ, если они повреждены.
Наклоны, сделанные во время вдохов, помогают бронхам сокращаться. И тренируют мускулатуру, окружающую органы дыхания снизу.
Движение-вдох «РУКИ» тренируют плечевой пояс, т. е. мускулатуру, окружающую органы сверху, и автоматически восстанавливают или активизируют подвижность бронхов.
Движение-вдох «НАКЛОН НАЗАД» доводит до предела активность плечевого пояса и налаживает координацию движений от брюшного пресса до плечевого пояса во время вдохов, включая в работу очень активно грудные и реберные мышцы.
Движение-вдох «ПРИСЯДЬ» сокращает мускулатуру брюшного пресса и таза. Это мешает диафрагме опуститься во время вдоха, следовательно, на самом дне органов дыхания организуется сопротивление воздуха. Но т. к. руки делают встречное движение, воздух не может подняться в узкие верхушки легких и исказить их: там тоже организовано сопротивление ему.
Следовательно, мускулатура органов дыхания сопротивляется воздуху на всем своем протяжении. Там, где сопротивление — возникает развитие, а так как движения мускулатуры дна и плеч строго одновременны , развитие идет согласованно.
Больше всего надо тренировать вдох носа. Но так как в практике неизбежен вдох ртом, надо после тренировки вдоха носом тренировать и вдох ртом. В нашей гимнастике он также прост и естественен, как и вдох носом. Вдох ртом должен быть МГНОВЕННЫЙ, как у испуганного, восхищенного или удивленного человека. «Ах, неужели!» Ах — и вдох ртом. Тренировать его надо точно так же, и не надо бояться того, что первое время горло сохнет. Это происходит тем скорее, чем усерднее вы тренируетесь. Не напрягайтесь, не бойтесь чувства необычной глубины и интенсивности вдоха. Когда у вас болит горло от усталости или простуды, то делайте вдохи носом и ртом, и вам станет легче.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ТРЕНИРОВКИ человека, достаточно тренированного (через 10-12 дней)
1. «Наклон вперед»- два раза по 96 (отдых 1-2 секунды)
2. «Наклон назад» — два раза по 96 (отдых 1-2 секунды)
3. «Присядь» с двух ног — 96
«Присядь» с правой ноги — 96
«Присядь» с левой ноги — 96 (отдых 1-2 секунды)
4. «Маятник» — два раза по 96. Итого тысяча движений-вдохов.
Тысяча движений вдохов — норма урока, который можно сделать 2-3, а в тяжелом состоянии — 4 раза в день. Можно варьировать по своему.
Темп: 96 движений-вдохов — 65-67 секунд.
Труднее всего понять необычный стиль нашей гимнастики. Она требует одновременности движений-вдохов, ритмичности и освобождения мышц, участвующих в ней. Это не значит, что надо доходить до расхлябанности. Наоборот, все надо делать энергично, но ЛЕГКО. Поймите, мастер делает легко трудные вещи. Учиться мастерству — это учиться снимать напряжение всюду, где без него можно обойтись, но организовать его мгновенно, точно и уметь сохранять там, где без него обойтись нельзя. Не нужно напрягать руки, но надо резко их бросать навстречу друг другу, соблюдая точный рисунок движений. Не нужно напрягать ноги во время наклона, но нужно их вытянуть мгновенно и т. д.
Если вы не хотите остановиться, делая движения и не умственно, а телом не хотите — Вы делайте их прекрасно. Первые 32 движения-вдоха делаешь равнодушно, еще 32 – и хочется остановиться — лень, заставляешь себя сделать еще 32 движения-вдоха и лень исчезает, делаешь не считая, еще и еще. Только не перестарайтесь. Подряд 3-4 раза по 96, т. е. 9 или 12 тридцаток. Затем отдых 1-2 секунды и меняйте движение-вдох.
Когда больны, увеличивайте количество движений-вдохов, но отдыхайте чаще и дольше.
Грипп или простуда, которые тянутся 2-3 недели, пройдут за 2-3 дня. Гимнастика снимает даже температуру. Проверьте, поставьте градусник до и после нее.
Дыхание запишите на спирографе и капиографе до и после 3-4 «сотен» (96) наших движений-вдохов. Спирограф запишет объем вдоха, капиограф — интенсивность газообмена. Результат скажется сразу, в первый же урок. Сразу изменится и самочувствие.
Если вы хотите улучшить звучание голоса, тренируйте задержание вдоха (вдоха нашей гимнастики) и на нем произнесенные длинные фразы. Так как главным входом у нас является вдох на наклоне вперед, мы, собираясь петь или говорить, делаем вдох не в грудь, не в живот, не в ребра, а в СПИНУ, мгновенный легкий, неощутимый внутри. Его-то мы тренируем на наклоне вперед и его же повторяем, стоя прямо, делая любые звуковые упражнения. Мы «говорим» Мороз ПОШЕЛ ПО СПИНЕ», так вот, мы берем дыхание туда, «где ощущаем этот «мороз», т. е. туда, где контакты вдоха и нервов устанавливаются быстрее и крепче всего. Впрочем, голос обязательно изменится и от одних дыхательных упражнений. Изменится сила звука разговора или певческого и его тембр. Не забывайте, что в восточной медицине по звуку голоса ставят ДИАГНОЗ.
Интенсивная ритмичность газообмена изменяет даже состав крови, повышает процент гемоглобина.
Если принимали медикаменты, то, начав гимнастику, постепенно бросайте их.
С первых же дней занятий начинайте снижать их дозу. А через 5-6 дней тренировки старайтесь бросить их совсем.

В СССР эта методика отвергалась официальными «медицинскими светилами», да и сейчас медицина предпочитает бороться с симптоматикой болезней с помощью дорогостоящих и вредных для организма химических препаратов, а не с самой болезнью.
В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечнососудистых болезнях, вегетососудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин. В короткие сроки она способна творить чудеса и помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях

Посмотрите видео «Почему дыхательная гимнастика Стрельниковой – любима нашими звездами» из ТВ-передачи «О самом главном» № 228 от 22.03.2011 г.


Метки: , , , , , , , , , ,

Нравится

Оставить комментарий или два

�������@Mail.ru